• Николай

Цены на литий обвалились в пять раз

Как пишет Bloomberg, производители электромобилей могут на время расслабиться по поводу стоимости металла для батарей. Каковы перспективы лития?

Памятник «Шахтерская слава» на фабрике Мариинского прииска, где происходит добыча лития, других металлов и минералов. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Год назад за тонну лития в Китае просили рекордные 600 тысяч юаней, а сегодня около 120 тысяч, то есть цена упала на 80%, пишет Bloomberg со ссылкой на аналитиков. В США — сравнимый обвал, до 75%, добавляет CNBC.

Другие металлы батарейной промышленности, в том числе никель и кобальт, тоже демонстрируют снижение. И это притом, что электромобильная индустрия растет семимильными шагами, — как указывает Reuters со ссылкой на Европейскую ассоциацию автопроизводителей, до 15% всех новых продаж в ЕС в этом году приходятся на электрокары.
Что происходит с литием? Комментирует аналитик АО «Финам» Алексей Калачев:

Алексей Калачев
аналитик АО «Финам»
«Рынки металлов — это цикличные рынки, и все панические публикации, как правило, заканчиваются как раз противоположным движением. Буквально несколько лет назад было очень много шума о том, что быстрый рост электромобилей, потребления батарей энергопередач и так далее происходит на фоне дефицита лития, которого просто не хватает на то, чтобы обеспечить все эти будущие потребности, поэтому цена дико росла, и, в общем, предрекали колоссальный дефицит. Все это, в общем, привело к тому, что очень многие производители начали заниматься литием. Многие крупнейшие золотодобывающие компании, в том числе китайские, тоже начали заниматься литием. В результате сейчас очень много проектов запущено, в то время как темпы производства электромобилей идут своим чередом. Сейчас такой момент, когда предложение несколько превысило темпы роста спроса».

Как указывает Bloomberg, ряд компаний уже заявили об угрозе прибыльности. В частности, американский Albemarle Corp, один из крупнейших поставщиков лития для батарейной промышленности, сообщил о рисках для наименее рентабельных проектов по добыче металла. По мнению агентства, дело не только в избыточном предложении лития, но и в переоценке спроса.

Темпы роста электромобильного рынка замедлились на фоне экономической неопределенности и глобального роста процентных ставок. И для лития это не обязательно предел падения — агентство приводит прогноз Goldman Sachs Group, согласно которому цены остаются «заметно выше уровня, необходимого для балансировки рынка». Оптимистично настроен в эфире CNBC глава американской Piedmont Lithium Кит Филипс:

«Я всегда говорю, что битва за литий сейчас находится на третьем иннинге игры на 9 иннингов. Дорожка не гладенькая, рынок штормит туда-сюда, но мы верим в светлое будущее. Спрос на электромобили рекордный, по миру растет на 38%, в США на 40%. Конечно, с учетом инфляции и роста ставок отдельные проекты по производству батарей несколько откладываются, но в итоге они будут построены. Этот тренд не остановить. Нужно понимать, что будущий спрос будет выше на порядок. Ожидается, что к концу десятилетия США будет нужно в 40 раз больше лития, чем производится сейчас. Мы ждем стабилизации цен и отскока. В среднесрочном периоде мы настроены оптимистично».

Россия не добывала собственный литий более 20 лет из-за дешевизны импорта, писал весной журнал Forbes. Как сообщил тогда в Совфеде представитель Минпромторга, зависимость от внешних поставок ставит под угрозу «практических всех российских производителей и потребителей литиевой продукции», в том числе металлургические заводы и компании по производству аккумуляторов.

В прошлом году о планах производить литий из собственного сырья объявили «Норникель», «Ростех» и другие крупные игроки, но освоение месторождений — дело не быстрое. В правительстве ожидают, что закрыть потребности в литии за счет внутреннего производства Россия сможет к 2030 году.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest